Недавно одна из моих пациенток вдруг обвинила меня в том, что я «кинул» моих избирателей во время избирательной компании 2012 года, снявшись с выборов. На приёме разговор зашёл о выселении Шегомедконсульт. И вдруг она сказала: «…а зачем Вы нас кинули на парламентских выборах, ведь весь город собирался за Вас голосовать?» Я стал ей объяснять, что проводимые в последние годы выборы таковыми, по сути, не являются, так как их итоги полностью, или почти полностью, подтасовываются. С помощью административного ресурса нынешняя белорусская власть обеспечивает недопущение в различные представительные органы управления своих оппонентов, к коим я отношу себя. Но по всему было видно, что я её не убедил полностью в моей правоте. И она спросила: «Так как же мы в таком случае можем что-то изменить в нашей жизни?»
И действительно как?
Сегодня только небольшая часть жителей нашей страны продолжают верить, совсем как в советские времена, что придя на избирательный участок и проголосовав, они выполняют свой гражданский долг. Другие, поняв, что их регулярно обманывают, не желают участвовать в избирательном лохотроне, тем более что пиво, колбасу и апельсины можно купить в магазине. На последних парламентских выборах проголосовавших граждан было значительно меньше, чем раньше. Я это могу говорить с уверенностью, так как мы проводили мониторинг явки избирателей. Чтобы загнать граждан на избирательные участки власть использует запугивание. Например, работники предприятия, или учащиеся предупреждаются, что они должны проголосовать досрочно, иначе, мол, будут иметь неприятности. Есть и другие способы подвысить количество проголосовавших граждан.
Низкую явку избирателей можно объяснить и тем, что избирательные компании в нашей стране проходят рутинно и неинтересно. Это связано с тем, что в абсолютном большинстве случаев кандидат один, и, как правило, это обычный статист, назначенный на эту роль. Особенно это характерно для выборов разного уровня Советов. Там же где кандидатов больше, чем один, второй, как правило, или отсеивается на стадии регистрации, или имеет неравные условия для агитации. Причём сама избирательная компания может длиться три месяца, а агитация – 3 недели.
Существует ещё одна, очень некрасивая вещь – фальсификации итогов голосования на избирательных участках. Всякого рода «спекуляции» на тему подтасовки результатов голосования белорусская власть очень легко могла бы исключить. Для этого нужно включить представителей кандидатов в депутаты в состав избирательных комиссий и предоставить возможность наблюдателям реально видеть процесс подсчёта голосов. Но это не делается, а значит не такие уже это и спекуляции, значит, есть интерес, чтобы всё оставалось как есть.
На прощание я сказал своей пациентке, что в стране что-то изменится, когда, прежде всего, изменимся мы сами, когда каждый на своем месте, в том числе и члены различных избирательных комиссий, перестанут лгать и станут честно исполнять свои обязанности. Тогда мы очень скоро убедимся, что наш король реально голый.
Иван Шего